Главная Новости Статьи Фотоархив Сотрудничество Музыка

Последний поход яхты «КАНОПУС»

Поход, запланированный  капитаном, предполагал наше путешествие до берегов Норвегии, точнее до порта Будё, с заходом на Лофотенские острова. Путешествие было ограничено по времени, в связи с ограниченным временем отпусков.

Итак, Наша команда во главе с капитаном Кравцовым Игорем Юрьевичем,  старшим помощником Тишечкиным Николаем Николаевичем, в составе Афанасьева Олега, Коростелева Станислава, Тамгина Павла и Савченко Игоря, загрузив продукты, топливо и воду, отправились в дальнее путешествие.

Поход начался с проблем.  Перестали работать свечи накаливания на нашем дизеле, а так как без них, пытаться заводить этот дизель бесполезно, пришлось мне применить метод научного тыка, закоротив пинцетом каждую из свечей поочередно, наконец, неисправная свеча была найдена и заменена, любезно предоставленной с яхты «Белая ночь».

Мы зашли на Морской  вокзал, отметились в Пограничной  службе,  и двинули в сторону острова Котлин.  Погода стояла хорошая и яхта под северным  ветром, делала 4.5- 5 узлов. После прохождения Кронштадта, стало раздувать,  ветер зашел к северо-западу и  поднялся до 9 - 10 м.с.   
Прошли Березовые острова. Погода продолжала ухудшаться ветер 10-12 м.с. развел волну.

К вечеру вторых суток, подошли к о. Хапасаари, первому порту в Финляндии, для открытия визы.  Первоначально планировалось не задерживаться на острове,  однако в связи с ухудшением погоды и некоторыми проблемами с такелажем, решили заночевать на острове.

Прошли пограничный контроль.  Стас, в разговоре с финнами, сказал что мы идем в Мурманск, на что они, слегка ошарашенные, спросили, указав на нашу лодку-  что, на этом?! После чего один из них сделал пару снимков Канопуса.

Выскочил с места крепления топенант, пришлось Паше подниматься на мачту  и производить ремонт. Так же обнаружилось, что сильно ослабли верхние ванты мачты. Ванты также подтянули и законтрили. Осмотрев остров и  повечеровав, мы отправились отдохнуть. 


С утра, казалось бы, погода наладилась, выглянуло солнце, но стоило выйти в открытое море, опять раздуло до 10 - 11 м\с ветер отошел на запад-юго-запад, что позволило нам идти от  бейдевинда до полного бейдевинда при волнении около метра.  К концу дня, опять произошло усиление ветра до 13-14 м\с волнение тоже усилилось.   
  
Поступление воды в корпус яхты увеличилось,  На кренах, помпы оказались не действенными, потому что вода плескалась по бортам выше заборников помп и они работали процентов на 40 так как постоянно захватывали воздух.   К тому же правая помпа вышла из строя (прорвалась диафрагма).

Поэтому, капитан принял решение на ночь зайти в порт острова Орренгрунд, южнее Ловисы. На этом живописном острове, в закрытой бухте, находится  финская лоцманская служба. Нам указали место для стоянки у небольшого причала с боксом для лодок. 
 
Паше опять пришлось подниматься на мачту - при осмотре, обнаружилось что оторвалась заклепка на оковке краспицы. Хорошо, что на борту были заклёпки и заклёпочник. Аварию устранили. Ванты опять оказались ослабленными! Подтянули снова. Видимо, что-то с корпусом. Стасик с Пашей взялись за починку помпы - сняли, заменили диафрагму, установили. Качает нормально. Я тем временем готовил ужин.    Пока не стемнело, осмотрели островок, очень симпатичный.

На следующее утро, ветер подутих. Стас, осматривая окрестности, познакомился с семейной парой, муж с женой, финны, пенсионеры идут во вторую!! кругосветку, вдвоем на яхте! Они любезно предоставили нам прогноз погоды, который   был неутешительным. На следующие сутки в Ботническом заливе,  ветер до 19 м\с.

Однако время не ждет, и мы снялись с якоря около 11.00. В открытом море, опять 10-12 м\с  волна 1-1.2 м идем в  полный бейдевинд- галфвинд. Следующая остановка-  Швеция Карлскрона.
Прошли сутки.  Ночью немного подстихло, однако с восходом опять раздуло, ветер по прежнему 10-12, волна 1.2-1.5м. В болтанке, питаемся бутербродами и кофе, готовить невозможно, да и не до еды. После вахты, пошел отдохнуть. Вода продолжает поступать. Идем с кренами, вода плещется внутри по борту чуть ли не до ватервейса. Помпы на кренах постоянно хватают воздух, работают наполовину. Качаем почти постоянно.  

Прошли Хельсинки. Волны долбят в борт как кувалдой. Капитан отдыхая на правой койке, сказал , что услышал подозрительное потрескивание в районе степса мачты. Внешне вроде бы ничего, все на месте.
 
Около 14.00. Коля бывший на вахте, объявил аврал - ветер усилился до 13-14 м\с. Решили поменять стаксель и взять второй риф. Стаксель срубили, взяли 2й риф на гроте, тем временем, ветер поднялся до 15-16 м\с. Стаксель решили не ставить вовсе. Идем под гротом на двух рифах. Скорость 6-7 узлов, волнение усиливается.

Перестала качать правая помпа, как раз та которая нужна (левый галс), видимо что то попало в приемный шланг, как назло он под флорами, и достать его нет возможности .  Качаем левой. От постоянных резких нагрузок, лопнул шкивок оттяжки гика.

Капитан у штурманского стола. Вызвал сначала меня, затем Николая, объявил, что при создавшейся ситуации, принял решение идти в порт – убежище Ханко, что находился почти на траверзе в 30 милях к северу.

Капитан распорядился принять вахту мне. Увалились на север- северо-запад. Поставили звал-таль, курс  бакштаг - фордевинд  идем под  одним гротом с двумя рифами скорость лаг показывает 8-9 узлов, ветер свистит, на виндексе 17-19м\с.  С запада-северо-запада на нас наползает огромная,  черная туча с рваными краями.

Идем около часа, ветер развел огромную волну, длина больше 4 корпусов, высота около 4-4.5 метров.  Показались знакомые очертания Ханко. Шпиль Кирхи и водонапорной башни рядом, видно далеко. Впереди нас идут несколько больших судов в том же направлении, хороший ориентир.

Тяжело управлять, волна старается завернуть корму, несколько раз разогнавшись от гребня, выходим на глиссирование на лаге 10-11узлов!!  С такой то загрузкой! На виндексе  временами порывы до 24м\с.  Уже видны белые створные огни входного фарватера, идём по ним, слева и справа  каменистые острова и каменные гряды,  вокруг которых кипят  и взлетают фонтаны бурунов по 3-5 метров высотой.

Туча наползает быстрее чем мы думали, темно серый, плотный вал начинает закрывать собой всё вокруг,  пропали в темноте острова с левого борта, потом на яхту обрушился ливень, видимость упала до 50 метров, идем по магнитному компасу, курс 330.
Так продолжалось минут 30-40, затем стало постепенно проявляться обстановка,  подходим к берегу.  У входа в грузовой порт, впереди, слева от нас большой зеленый сухогруз, около него два буксира, один с носа, другой с кормы, видимо держат его по ветру. Нам надо, обогнуть каменистый островок, повернуть направо ко входу в яхт клуб.

Паша заводит двигатель на полный ход, ребята готовятся к повороту и уборке грота мы на левом галсе, фордевинд. Поворачиваем налево, приводимся, рубим грот в левентик, скачем на волне как на качелях, волна 2,5-3 м .
Прихватив грот к гику, под двигателем разворачиваемся, идем в клуб. Обогнули островок, что справа, подходим к входу в гавань. Двигатель на малые обороты, однако ветер прибавляет нам ход. И вот уже поворачиваем налево,  на вход в гавань. Слева впереди южный буй, справа  остров с причалами яхт клуба. Николай с Игорем С., пошли на бак, готовить носовые швартовы, идем посреди  фарватера в проход.
   
Внезапно, яхта, провалившись в подошву волны,  получает сильный удар фальшкилем о препятствие, судно резко клюет носом и останавливается, на счастье все крепко держались и никого не выбросило за борт.  Следующая волна подняла корпус, яхта пошла дальше.  Паша кричит снизу – мужики, тонем!

Мы уже входим в гавань, вода быстро прибывает, идем к ближайшему свободному месту у края пирса, других мест нет, вся гавань забита яхтами под завязку. Разворачиваемся в гавани и идем носом к причалу, лодка быстро наполняется водой, нос оседает, погружается, ставлю двигатель в нейтраль, подходим к пирсу. С носа подали конец на берег но подтянуться ближе двух метров не смогли- мешали оттяжки с соседних яхт.

Палуба в носу погружается в воду, эвакуация, хватаем документы, судовой журнал, кэп, отсоединяет радио буй, чтобы не сработал, уже  вплавь перебираемся на соседнюю яхту и на берег. 

Позже, с помощью яхтсменов с соседних яхт, завели  две оттяжки с берега к мачте, чтобы удержать яхту на ровном киле.

Финны, проявили сочувствие и внимание к нам, за что им огромная благодарность! Harbor-master Яан сразу же пригласил нас в сауну, где мы смогли отогреться, его помощница Катерина принесла нам два термоса с кофе и бутерброды. Мокрую одежду она забрала на просушку, пока мы грелись. Яан позвонил своим знакомым и вскоре нас отвезли в гостиницу.
   
Через несколько дней, после подъема яхты, мы смогли оценить повреждения, полученные при ударе. Выбоина от удара на передней кромке фальшкиля около 15 сантиметров от нижней точки. Фальшкиль получил сильнейший скручивающий момент, от которого килевая балка была сломана в двух местах. У переднего края фальшкиля, её выломало наружу, изнутри переломались флоры, с кормы- наоборот- все выломало внутрь.

Так, драматически закончилось наше путешествие, жаль яхту и трудов, затраченных экипажем на её восстановление, однако, видимо для таких испытаний «КАНОПУС» оказался не готов. Одно успокаивает, что нам удалось избежать более трагической судьбы и сохранить жизнь и здоровье экипажа.  

Фото из похода
Фото Игоря Савченко

Место удара       

       О состоянии погоды 23 июня 2011г у г. Ханко, можно судить по видеоролику финских кайтеров.   http://www.youtube.com/watch?v=zI1KUY9G1w8&feature=youtu.be
http://www.youtube.com/watch?v=vsb54T1uMJc

Фото о подъеме яхты: http://raseborgmyhome.blogspot.com/search/label



Рейтинг@Mail.ru